Структура и органы управления образовательной организацией

Система управления - это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели. А цель любой образовательной организации - обеспечить психолого-педагогические, организационно-педагогические, социально-педагогические и правовые гарантии на полноценное образование.

Управление школы осуществляется на основе закона РФ "Об образовании", Устава школы  и локальных актов. Цель управления заключается в формировании демократического учреждения, воспитывающего всесторонне развитую, социально адаптированную личность. Образование, как и любой процесс в социально-экономической системе, не может и не должен формироваться стихийно. Это управляемый процесс, и от эффективности управления зависит и качество обучения, и жизнеспособность школы, и ее конкурентно способность.

Управление образовательной организацией невозможно осуществлять на сугубо административно основе, она требует участие  всех участников образовательного процесса. А для этого необходимо, чтобы были понятны цели этого управления и позитивный результат для каждого участника процесса функционирования образовательной организации.

Управление школой  осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно Уставу, в школе  сформированы следующие коллегиальные органы управления:

  • общее собрание работников;
  • педагогический совет;
  • малые педагогические  советы.

Исполнительным органом Учреждения является руководитель образовательной организации (директор), который осуществляет текущее руководство деятельностью организации.

В настоящее время организационная структура МКОУ «Отрадненская СОШ» выглядит следующим образом:

Первый уровень - директор – воплощает единоначалие и несущий персональную ответственность за все, что делается в школе всеми субъектами управления. На этом же уровне находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Конференция,  Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Общешкольное родительское собрание. Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития школы.

Второй уровень - заместители директора УВР, завхоз, бухгалтер (с обязанностями главного бухгалтера), а также самодеятельные общественные органы, объединенные на добровольных началах, участвующие в соуправлении и самоуправлении: общешкольный родительский комитет. Таким образом, директор обеспечивает осуществление опосредованного руководства школьной системой в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, добивается тем самым тактического воплощения стратегических целей, задач и прогнозов.

Третий уровень - учителя, классные руководители и т.д., которые выполняют организационно-управленческие функции, взаимодействуя с органами общественного управления и самоуправления (методическое объединение, классный родительский комитет).

Четвертый уровень - обучающиеся, родители, органы ученического самоуправления на классном уровне.

Таким образом, в структуре управления школы на каждом уровне представлены, как профессиональные руководители, так и различные общественные субъекты, что обеспечивает введение в управлении школой общественно-составляющей, обеспечивая демократизацию и оптимизацию управления.

Управляющая система МКОУ «Отрадненская СОШ» представлена персональными  (директор, заместители директора, учителя, классные руководители  и коллегиальными органами управления ( Педагогический совет).

В процессе управления директор осуществляет ряд конкретных функций: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных, контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; качеством знаний учащихся; ознакомление со всеми новинками в области образования, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; принятие решений, когда директор ищет новые пути достижения целей и берущий на себя ответственность за риск, связанный с ними; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; взаимодействие с вышестоящими и общественными организациями, другими образовательными учреждениями; знакомство с текущей корреспонденцией; выполняет роль координатора; информатора, обеспечивающего приём, передачу и обработку различного рода информации; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Административный аппарат школы отличают  высокий профессионализм, уровень культуры, честность, способность быть во всех отношениях образцом для окружающих, устанавливать контакты с партнерами и властями, успешно преодолевать внутренние и внешние конфликты.

Единство взглядов руководителей на совместно решаемые учебно-воспитательные задачи и пути их осуществления, общность ценностных ориентаций, отсутствие принципиальных разногласий в общепедагогических подходах к решению основных проблем управления и в оценке деятельности учителей – все это обеспечивает правильную организацию учебно-воспитательной деятельности в школе.

Четкое распределение административных обязанностей на основе знания директором индивидуальных особенностей каждого заместителя позволило умело сформировать управленческий коллектив и эффективно организовывать его деятельность. Совместное планирование деятельности, организация контроля за деятельностью заместителей и постоянная оценка ее результативности, анализ и оценка деятельности учителей и самооценка личной деятельности, участие заместителей в тех видах деятельности, которые проводятся директором; обмен опытом работы и взаимной информацией о трудностях в организации личного труда и труда педагогического коллектива; совместный поиск оптимально верного пути их преодоления способствует успеху деятельности аппарата управления школы.

Система управления в школе обеспечивает научную обоснованность образовательной деятельности, атмосферу дружного творческого труда, здорового морально-психологического климата, ставит в центр внимания участников образовательных отношений, личность ученика, педагога, представляет для них реальную возможность реализации свободы выбора.

Эффективное управление образовательными отношениями в школе облегчает достижение образовательных целей, гармонизирует положительные факторы и компенсирует негативные эффекты, носит прогностический, оперативно-предупредительный характер, активизирует и оптимизирует инновационные процессы, обеспечивает технологическую корректность организации, предусматривает применение личностно-ориентированных методов управления, распределяет функции, информационную, кадровую поддержку.

Управляющая система школы  реализует в своей деятельности принципы научности, целенаправленности, плановости, систематичности, перспективности, единства требований, оптимальности и объективности.

 

Версия для слабовидящих

 

Электронный дневник

dnevnik.png